Основная информация
В 60-е годы на границе Парижа стали возникать новые центры, из которых, безусловно, самым крупным и оригинальным является квартал Дефанс.
Холм Шанткок до 18 века покрывали ветряные мельницы, но в конце столетия там разбили площадь, которая в конце следующего века получила название Дефанс.
В память обороны Парижа 1871 г на ней был установлен бронзовый монумент (скульпт. Барриас).
В 1955 г. было решено построить здесь современный деловой центр и жилой квартал.
Для реализации задуманного проекта были привлечены французские и зарубежные архитекторы, инженеры, скульпторы. Использовались только самые современные материалы и технические средства. Оригинальные решения в строительстве Дефанс вызывают уважение специалистов всего мира.
Квартал распланирован вдоль центральной оси, образованной площадями Парви, Дефанс и Эспланадой, от которых отходят дворы и площадки, расположенные между домами.
Для разрешения транспортной проблемы и разделения потоков автомашин и пешеходов было найдено смелое архитектурное решение — соорудить огромную бетонную платформу для пешеходов длиной 1200 м, спускающуюся уступами к Сене. Под этой платформой был создан гигантский транспортный узел, включающий в себя автодороги, железнодорожные пути и вокзал, станцию Р.Е.Р., автобусную станцию и автостоянку на 1200 мест. Под платформой расположились также подземные этажи башенных домов, аэрационные системы, лестницы и лифты для связи с поверхностью, 15 км галерей для кабельных трасс и трубопроводов.
Первой в квартале Дефанс (и в Парижском районе) появилась башня НОБЕЛЬ (арх. де Майи, 1967 г.).
Самая высокая из 45 башен - это башня ФИАТ в 45 этажей и высотой 178 м.
В башнях (2 млн. кв. м) разместилось более 600 крупных фирм, банков, страховых компаний.
Жилые дома не такие высокие, но также оригинальны. Например, расширяющаяся книзу башня "ДЕФАНС 2000", белая "БАШНЯ ЕВА" в форме эллипса и др. Здесь уже поселилось 20 тысяч человек.
У подножия башен разместились торговые, культурные и спортивные комплексы. Торговый центр Катр Тан занимает площадь в 120 тысяч кв. м.. и является одним из самых крупных в Европе.
На башне страховой компании ЮАП установлен гигантский барометр-часы. Изменяющиеся цвета его колонны указывают погоду: синий — переменную, зеленый — ясную и красный — плохую.
Станция скоростного метро Р.Е.Р., с обширным холлом, в котором расположены магазины, кафе и киоски, находится в Парви.
Национальный центр промышленности и техники - огромный бетонный треугольник свода с выгнутыми дугой сторонами, длиной более 200 м каждая, имеет только три точки опоры - построен из бетона, стали и стекла. Пролет гигантского свода составляет 218 м. Общая полезная площадь здания — 90 тысяч кв. м.
Перед торговым центром, стоит монументальная скульптура Миро "Два персонажа", а чуть дальше, на площади Дефанс высится 15-метровый красный стабиль Кальдера.
Создатели башни "МАНХАТТЕН" использовали для отделки фасада 4 тысячи зеркальных панелей (22 тысячи кв. м зеркальной поверхности), отражения в которых создают иллюзию постоянного движения.
Крестообразная башня "ГАН" покрыта изящной сеткой черных рам, в которые заключены стекла зеленого цвета. Правда появление ее высокого силуэта (166 м) испортило перспективу Триумфальной арки.
Недалеко от монументального фонтана Агама, который предлагает спектакли с участием воды, света и музыки, находится скульптура Моретти "Монстр", символизирующая поиск в искусстве.
На площади Королл можно полюбоваться медным фонтаном Луи Лейга "Венчики дня" и яркой керамической фреской Аттилы Скульптор облаков.
Механическая птица Филолаоса украшает террасу Рефле, а на площади того же названия возвышается бронзовая аллегория "Земля".
По инициативе французского президента Франсуа Миттерана был объявлен международный конкурс на дизайн арки, которая символизировала бы идеалы гуманизма и человечности, в противовес, например, Триумфальной арке, которая олицетворяет военные победы. Конкурс был выигран датским архитектором Йоханом Отто фон Шпрекельсен, и в 1982 году начались работы по возведению арки, которые продолжались 7 лет.
Арка представляет собой почти совершенный куб (ширина 108м, высота 110м, глубина 112м), его башни облицованы стеклом и итальянским мрамором. В них размещаются правительственные офисы. На самом верху расположен выставочный центр, до него можно подняться на лифтах, так же, как и до панорамной вышки, откуда открываются потрясающие виды Парижа. Арка является своего рода порогом города и пригорода, их пограничным столбом, откуда, как с наблюдательного поста, просматривается Париж и его окрестности.
Успех этой арки объясняется также сохранением традиции, начатой Ле Нотром в 1640 г., с его первым парком, продолжающим ансамбль Лувра.
Арка Карусели, Тюильри, Площадь Согласия, Елисейские поля, площадь ла Дефанс и, наконец, Большая Арка создают единый гигантский проспект, перспектива которого хорошо видна со смотровой площадки.
Завершением строительства квартала Дефанс явится ТЭТ ДЕФАНС — гигантское здание оригинальной архитектуры (автор проекта — датчанин Отто фон Спрекельсен). Расположено на краю Парви, логически завершает историческую перспективу столицы, берущей начало в Квадратном дворе Лувра. Строительство этого сооружения было начато в 1985 г.
Парковая зона площадью в 90 тысяч гектар находится в Нантере. Среди зеленых посадок расположены жилые и общественные здания. Префектура департамента Верхней Сены (арх. Воженски) была закончена в 1972 г., так же как и Архитектурный институт (арх. Калис).
Сооружения центра парковой зоны включают комплекс Балетной школы Парижской оперы, переехавшей сюда в 1987 г.. Парижский Манхэттен — квартал будущего — станет самым крупным деловым центром в Европе.